В отечественной и зарубежной историографии принято считать, что предтечей движения вагантов (или «голиардов») в Средние века был французский мыслитель Петр Абеляр. Л. Гинзбург полагает, что ряд тезисов Абеляра был широко подхвачен вагантами, которые «читали и переписывали его сочинения и распространяли их по всей Европе». О.А. Добиаш-Рождественская связывает само появление термина «голиард» с конфликтом Абеляра и Бернара Клервоского, который в своем письме к папе Иннокентию II называет Абеляра Голиафом. По Добиаш-Рождественской, поэма «Метаморфозы голиарда» «полна переживаний, связанных с Абеляром». Ж. ле Гофф заключает, что сам Абеляр был голиардом, а Д.А. Дрбоглав называет его «одним из первых труверов на севере Франции» и сочинителем песен на народном языке. Д. Вулстан отмечает сходство в метрике гимнов Абеляра и поэзии вагантов, и считает (вслед за Ф.Ш. Алленом), что Абеляр является автором нескольких поэм, вошедших в Carmina Burana.
Большинство этих мнений, однако, явно не соответствуют действительности. Слово «голиард», производное от «gens Goliae», допустимо этимологизировать как от имени «Golias», так и от лат. «gula» - «глотка» (в значении «обжорство» или «похоть»; в последнем значении этот термин употребляет Примас Орлеанский в своем едком стихотворении «Ambianis, urbs predives», направленном, по-видимому, против самого Абеляра). Термин «gens Goliae» употребляется уже Седулием Скотом в IX в. и никак не связан с персоной Абеляра. В «Метаморфозах голиарда» появление Абеляра в тексте поэмы объясняется, вероятно, не столько симпатиями автора, сколько актуальностью сюжета (поэма была написана в 1142 г.).
Из поэтического наследия Абеляра до нас дошли только его религиозные стихи, а также поэма, посвященная его сыну Астролябию. Эти произведения отличаются излишним интеллектуализмом и не имеют даже отдаленного сходства с лирикой вагантов. О любовных песнях Абеляра возможно судить только со слов Элоизы, которая не может считаться здесь надежным источником. Нет никаких оснований полагать, что Абеляр писал песни на народном языке, а его идентификация как автора поэмы «Hebet sidus» из Carmina Burana допустима только при одном из возможных вариантов чтения манускрипта («nomen»/«lumen»).
Абеляр, конечно, не был голиардом по образу жизни. С 10-х гг. XI в. он был весьма богат, имел титул сансского каноника, был магистром церкви Св. Женевьевы в Париже, а с середины 20-х гг. был аббатом монастыря в Бретани. Тот факт, что движение вагантов оказалось связанным с развитием школ, а во Франции главным центром этого движения была парижская школа, в которой преподавал Абеляр, не является достаточным аргументом для того, чтобы ставить его у истоков этого движения. Поэзия вагантов, напротив, в определенном смысле была пародией на религиозную лирику, подобную той, которую писал Абеляр (непосредственную пародию на Абеляра можно проследить у Илария Орлеанского). Этим может объясняться и метрическое сходство между поэзией голиардов и лирикой Абеляра.
// Курбатовские чтения СПбГУ. 2008.
(на главную)